ИСПЫТАНИЯ НА ПОМПАЖ
У поршневых двигателей помпаж проявляется в виде интенсивных вибраций воздуха в нагнетающей системе двигателя. Развившийся помпаж приводит к полному расстройству работы дви — ра гателя и к интенсивным вибрациям всего самолета.
Отличительным свойством пом — пажа от других типов вибраций является то, что он наиболее резко проявляется позади нагнетателя. Поэтому при испытаниях на помпаж необходимо измерять статическое давление за нагнетателем при помощи чувствительного самописца давлений с большой скоростью движения ленты. На фиг. 18.5 показана ти — пичная виброграмма, полученная при испытаниях на помпаж. Начался помпаж в точке А. Частота вибраций хорошо совпадает с теоретической частотой органной трубы с одним открытым и*
одним закрытым концом, имеющей ту же длину, что и воздухопровод, начиная от входа во всасывающий патрубок и кончая входом в двигатель
г а / = 4Iі
где а=у kgRTH —скорость звука;
L — длина трубопровода (воздушного тракта).
Помпаж в полете проявляется обычно на дроссельных режимах.
Поэтому прежде всего необходимо найти границы помпажа. Для этого на какой-нибудь высоте двигатель постепенно дросселируют, пока не появятся признаки помпажа. При этом записывают давление на входе в двигатель ра, обороты, высоту, температуру. Эта операция повторяется на нескольких высотах. По полученным данным строят границу помпажа, откладывая по оси абсцисс давление ра, по оси ординат высоту (фиг. 18.6).
Глава XIX